(Карпов Григорий Платонович; 1814, Саратов - 17.03.1882, Симферополь), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника, служившего в Троицком соборе Саратова. Обучался в Саратовском ДУ, в 1836 г. окончил Саратовскую ДС. В июле того же года назначен преподавателем лат. языка в Саратовском уездном ДУ и зачислен в саратовский Преображенский мон-рь. В 1837 г. тяжело заболел и дал обет посвятить жизнь Богу и принять монашество. В том же году поступил в СПбДА. 12 июля 1838 г. принял монашеский постриг, 4 авг. рукоположен во диакона, 20 нояб. 1839 г.- во иерея. Изучил в академии неск. древних и новых языков. В 1839 г., не окончив полного академического курса, был зачислен в 12-ю Пекинскую духовную миссию. 15 дек. того же года, после досрочной сдачи экзаменов, утвержден в степени канд. богословия. Прибыл в Пекин вместе с др. членами миссии 4 окт. 1840 г. Работал с востоковедами иеродиак. Палладием (Кафаровым), В. П. Васильевым, В. В. Горским. Г. был назначен казначеем, управляющим албазинской школой в Пекине, служил в пекинской ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Старался примером праведной жизни и проповедями поддерживать правосл. албазинцев, живущих в языческом окружении.
В дек. 1850 г. вернулся в Россию. 21 февр. 1851 г. возведен в сан архимандрита. 12 окт. того же года по представлению Новгородского и С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского) назначен на должность смотрителя Александро-Невского ДУ. В 1855 г. получил степень магистра богословия за соч. «О богоучрежденности епископского сана», направленное против реформатского учения (опубл.: СПб., 1876). 25 авг. 1856 г. Г. был назначен начальником 14-й Пекинской духовной миссии и настоятелем пекинского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В течение 5 месяцев готовил членов миссии к поездке, преподавал им кит. язык. Миссионеры достигли Пекина только 28 сент. 1858 г. 14-я миссия работала в условиях неблагоприятной политической обстановки в Китае. В то же время по условиям Тяньцзиньского трактата, подписанного между Россией и Китаем 1 июня 1858 г., была впервые разрешена проповедь среди местного нехрист. населения. Дипломатические способности Г. и активные проповеднические труды способствовали успеху миссии. Он сам регулярно вел катехизические беседы. Неск. сот китайцев приняли крещение, в дер. Дундинань около Пекина было открыто ДУ, а в 1862 г. возведен храм. В 1865 г. был построен дом начальника миссии. Прекрасно зная кит. язык и пользуясь влиянием в кит. кругах, Г. помогал послу России в Китае гр. Н. П. Игнатьеву во время переговоров с кит. правительством, способствовал прекращению англо-франко-кит. войны в 1860 г., подписанию между Россией и Китаем Пекинского договора 2 нояб. 1860 г.
Во время службы в миссиях Г. активно занимался переводами. Он исправил существовавшие переводы на кит. язык огласительных книг, сделал новые переводы Псалтири, НЗ, литургии свт. Иоанна Златоуста, последования ко Св. Причащению, последования всенощного бдения, требника, катехизиса, Свящ. истории с прибавлением краткой церковной истории, кратких житий святых и др. В этой многолетней работе ему помогали китайцы. Г. стремился использовать классический кит. язык, о переводе НЗ член миссии иером. Алексий (Виноградов) писал: «По признанию европейских синологов, труд этот относится к разряду классических, ибо исполнен в высшем стиле китайских ученых» (Алексий (Виноградов), иером. Кит. б-ка и ученые труды членов имп. Рос. духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб., 1889. С. 25), но высокий стиль перевода был доступен только образованным китайцам. Святейший Синод дал благословение на издание, но рекомендовал внести поправки архим. Аввакума (Честного), ориентированные на бо́льшую доступность текста для простых людей. Г. критически относился к этим поправкам, считая неправильным вносить в текст разговорные элементы. Издание было осуществлено в 1864 г. в Пекине, в 1884 г. там же вышло 2-е издание, значительно переработанное архим. Флавианом (Городецким; впосл. митрополит Киевский). В 1865 г. был опубликован составленный Г. на кит. языке «Указатель чтений из Евангелия и Апостола». На основании анализа кит. источников Г. создал исследование «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев», к-рое стало вкладом в европ. синологию. Составил поучения к новообращенным, к-рые назвал «Беседами сельского священника с прихожанами». Ему также принадлежат очерки с описанием жизни миссии (1863) «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае». Г. уделял большое внимание пополнению б-ки миссии.
В сент. 1865 г. Г. был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В нач. 1866 г. переведен на должность настоятеля посольской церкви в Риме. Его келейником стал иеродиак. Флавиан (Городецкий). 5 июня 1866 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Из-за тяжелой болезни Казанского архиеп. Афанасия (Соколова) Г. фактически управлял епархией. Занимался реставрацией и украшением соборного храма в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. Основал и возглавил Гурия Казанского свт. братство в 1867 г., оставался его членом до кончины. Занимался миссионерством среди татар вместе с Н. И. Ильминским.
28 нояб. 1867 г. Г. был назначен на Таврическую и Симферопольскую кафедру, 21 апр. 1881 г. возведен в сан архиепископа, много трудился, поднимая и укрепляя молодую епархию. При кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе 1 сент. 1868 г. была открыта причетническая школа, готовившая псаломщиков для приходов епархии, а 23 нояб. того же года учреждено братство св. Александра Невского, руководителем к-рого избрали Г. В 1869 г. началась перестройка кафедрального собора, по ходатайству Г. на это были выделены средства Синодом. Добился разрешения на открытие семинарии в Симферополе, создал комиссию для поиска средств на ее строительство и содержание. Открытие состоялось 19 авг. 1873 г., тогда же Г. освятил семинарскую ц. Трех святителей. В 1878 г. провел реконструкцию жен. епархиального уч-ща, построил новые корпуса, на свои средства устроил церковь при уч-ще. В 1879 г. были выстроены здания духовной консистории, в 1880 г.- мужское ДУ, в 1881 г.- епархиального свечного завода. Было построено множество церквей в епархии: за время пребывания Г. на кафедре их численность выросла со 120 до 268. Заботился и о духовенстве, приобретал для клириков жилые дома.
Г. активно занимался миссионерской деятельностью. Направлял самых образованных и опытных священников в районы, где было много старообрядцев и сектантов. По настоянию Г. в семинарии была открыта кафедра по изучению старообрядчества. Опубликовал полемическую работу с опровержением взглядов молокан, монографию «О скопческом учении, по последним о нем известиям». Интересовался рус. и зарубежной религ. лит-рой, критиковал Ф. У. Фаррара за явные неточности в описании евангельской истории. Г. рекомендовал зав. церковными б-ками, какую лит-ру нужно приобретать. Впосл. завещал свою богатейшую б-ку Таврической ДС. Передал в археологический музей при КДА греч. Евангелие XI в., принадлежавшее Балаклавскому во имя вмч. Георгия Победоносца муж. монастырю. С 1868/69 г. в епархии стали выходить «Таврические епархиальные ведомости».
Г. отличался трудолюбием, скромностью, милосердием и снисходительностью. В 1873 г. сделал крупное денежное пожертвование в пользу голодающих крестьян Самарской губ. и призвал духовенство Таврической епархии последовать его примеру. Награжден орденами св. Анны 3-й (1844), 2-й (1860) и 1-й (1867) степени, св. Владимира 4-й (1850), 3-й (1865) и 2-й (1876) степени. Состоял почетным членом Церковно-археологического об-ва при КДА.
Похоронен, согласно завещанию, в Александро-Невском соборе в Симферополе. К 1930 г. собор был разрушен, останки архиерея перенесены на кладбище около совр. ул. Севастопольской. По свидетельству очевидцев, они были нетленными. В 1985 г. по благословению Симферопольского архиеп. Леонтия (Гудимова) останки были перенесены на кладбище около ц. во имя Всех святых.